Курс обучения чтению

Вопрос, который часто задают родители: «С какого возраста лучше всего начинать обучение чтению?» Практический опыт показывает, что оптимальный возраст – 45 лет. Именно в эти годы ребенок проявляет наибольшие способности и интерес к обучению, будучи в тоже время достаточно развитым и усидчивым для этого. Правда, при таком раннем обучении необходимо уделить особое внимание игровой форме занятия, индивидуальным особенностям ребенка, а так же продолжительности занятий.

Не забывайте, что это первые в жизни вашего малыша уроки, и от того, насколько радостными и интересными они будут, во многом зависит его дальнейшее обучение.

Методика обучения чтению – авторская, результат многолетней работы с детьми 37 лет. Весь курс обучения чтению разбит на 7 ступенек.

1 СТУПЕНЬКА

Прежде всего, при обучении чтению делается упор на запоминание звуков, а не букв. Например при освоении буквы Б нужно учить ребенка говорить \б\ а не \бэ\. Соответственно \т\ а не \тэ\ и т.д. Пугаться же того , что ваш ребенок не будет знать правильные (алфавитные) названия букв, не стоит – через 23 года, пойдя в первый класс и уже умея прилично читать, он без труда выучит требуемые имена букв.

Пугаться же того, что ваш ребенок не будет знать правильные (алфавитные) названия букв, не стоит – через 23 года, пойдя в первый класс и уже умея прилично читать, он без труда выучит требуемые имена букв.

При изучении алфавита вовсе не обязательно заставлять малыша выучивать все 33 буквы. Для начала достаточно освоить 1520 наиболее употребляемых букв: обязательно несколько гласных (А,О,У,И,Ы,Э) и несколько согласных (М ‚Х, Р, Л, С…). Уже этого набора будет вполне достаточно, чтобы успешно осваивать слоги. А остальные буквы «подтянутся» позже.

Резюме: на первом этапе нужно выучить 5 гласных букв и минимум 10 согласных, причем последние запоминаются и произносятся именно как звуки.

2 СТУПЕНЬКА

Выучив большую часть букв можно переходить к слогам, составленных из этих букв. Здесь важно учесть несколько тонкостей.

Сначала осваиваются только открытые слоги: БА, НО, РУ и т.д.

Поскольку слоги с гласными Е,Е,Ю,Я являются более трудными для чтения, то на первом этапе надо научиться читать их « в уме». После можно переходить к чтению слогов на бумаге.

Стремитесь к тому , чтобы ребенок в конце концов читал слоги сразу, а не по буквам.

Для того чтобы облегчить маленькому ученику работу, сначала предлагайте ему читать «в уме» только слоги с фиксированной гласной: БА,ВА,ГА…Когда этот этап будет пройден, переходите к слогам с другой фиксированной гласной: БО, ВО, ГО…

Обратите внимание на продолжительность занятий и их частоту. Продолжительность одного занятия с детьми 4 лет не должна превышать 10 минут. В этом возрасте даже необязательно заниматься каждый день. Тем не менее, старайтесь не делать большие перерывы (больше 2 дней) в занятиях. С детьми 56 лет занимайтесь не более 25 минут за одно занятие.

Обязательно старайтесь проводить занятие позитивно, в игровой форме. Не надо заставлять малыша заниматься и уж тем более наказывать за те или иные неуспехи в учебе.

Старайтесь чаще поощрять малыша, обучение должно быть радостным процессом. От этого во многом зависит его интерес к знаниям и учебе в дальнейшем.

Резюме: стремиться читать слоги сразу, а не по буквам. Занятия небольшие, но обязательно в игровой форме.

3 СТУПЕНЬКА

Если вы почувствовали, что ваше чадо уже достаточно уверенно читает слоги с гласными А, О, У, И, Ы, Э, то переходите к слогам с гласными Е, Е, Ю, Я.

Как уже говорилось, слоги с этими гласными даются детям труднее. Это связано с тем, что при произношении каждой из них мы фактически произносим два звука: ЙО, ЙА и т.д .

Старайтесь разнообразить занятия. Используйте в качестве еще одного «ученика» любимую игрушку вашего ребенка, которую можно активно вовлекать в урок. Устраивайте соревнования – кто быстрее прочитает тот или иной слог, вы, ваш ребенок или кукла.

Возможны и другие, не менее эффективные педагогические приемы!

Резюме: На третьем этапе переходите к слогам с гласными Е, Е, Ю, Я.

4 СТУПЕНЬКА

Слоги с первой гласной – АБ, АВ, ОГ…(назовем их обратными) дети очень часто, особенно на первых порах, читают наоборот, вместо слога АБ – слог БА, вместо ОГ – ГО и т.д. Не расстраивайтесь, постепенно все образуется. Каждый раз мягко поправляйте ребенка, читайте слоги открытые и обратные.

Обратите особое внимание на дикцию вашего ребенка. Часто встречающиеся в этом возрасте дефекты речи будут мешать чтению. Поэтому желательно в этих случаях обратиться к логопеду.

5 СТУПЕНЬКА

Простые трехбуквенные слова. Лучше переходить к чтению слов тогда , когда ребенок называет слог сразу, не по буквам. Однако читать слова гораздо интереснее, чем слоги. Со словами можно придумать значительно больше игр, чем со слогами. Поэтому трехбуквенные слова типа КОТ, СОН, НОС, КИТ и т.д. можно предлагать ребенку для чтения даже в том случае, если он еще не читает слоги сразу. Переходите к чтению по горизонтали – сначала ребенок пусть читает слова в первой строчке, затем во второй и т. д.

Предложите ребенку следующую игру со словами. Возьмите 56 карточек. Напишите на каждой трехбуквенное слово, обозначающее игрушку, которая есть у вашего ребенка, например: КОТ, ЛЕВ, ПЕС, КИТ, ЖУК. Попросите малыша положить карточки около соответствующих игрушек.

6 СТУПЕНЬКА

Чтение слов из 4 и более букв. Для чтения слов ‚состоящих из нескольких букв, ребенок должен читать слоги сразу а не по буквам. В противном случае чтение будет неэффективным и утомительным. Поэтому, прежде чем переходить к более сложным, двух‐ и трехсложным словам, убедитесь, что малыш уверенно и сразу читает слоги.

По возможности помогайте своему ребенку . Иногда можно прочитать первый слог слова, предоставив ему возможность прочитать второй и догадаться, что за слово получилось. Старайтесь разнообразить чтение играми.

7 СТУПЕНЬКА

Чтение предложений. Убедившись, что ваш ученик более или менее неплохо читает двух‐ и трехсложные слова, можно переходить к чтению несложных предложений.

Не утомляйте ребенка. Занятие должно длиться 25 минут – это предел.

Чаще поощряйте ребенка, просите помочь вам прочитать ту или иную фразу в журнале, книге, вывески объявления.

Ребенок, которого обучает чтению педагог, начинает читать уже после 1 месяца занятий!