Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников уже в первые месяцы учебы обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении и обосновании причинно‐следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно‐логического мышления.
В ходе многолетней практической деятельности постоянно приходилось анализировать результаты общеобразовательной работы с дошкольниками, выпускаемыми из различных детских садов. Большинство выпускников владеет развернутой фразовой речью, знаниями и навыками в объеме программы массового детского сада. В то же время пристальное изучение мыслительной деятельности будущих школьников показало, что у многих она имеет следующие особенности:
- поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить в них главное;
- трудности в синтезировании информации;
- неумение планировать;
- неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;
- трудности в формулировании плана логической операции, ее хода и результата.
Выявленные характерные признаки речевой и интеллектуальной деятельности зачастую являются у 6–7-летних детей возрастными, физиологически обусловленными.
Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно‐образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятиях и представлениях. Абстрагироваться же от чувственного опыта с помощью понятий и рассуждений в полной мере доступно лишь детям школьного возраста. На это указывается в трудах известных психологов Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, В. Штерна, А. Валлона, Ж. Пиаже.
Не ставя под сомнение данное утверждение, я позволила себе предположить, что чем раньше я начинаю стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный естественный переход от конкретного мышления к более
сложной форме – словесно‐логическому. Кроме того, интеллектуально‐языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно‐логического мышления на речь ребенка как при нормальном развитии, так и в условиях патологии.
При подготовке к урокам я руководствуюсь следующими задачами:
- использовать упражнения на развитие всех операций мышления (анализа,
- синтеза, сравнения, классификации, обобщения, конкретизации, абстракции);
- из заданий, предназначенных для развития мышления, выбрать те, в которых в наибольшей степени присутствует речевая деятельность ребенка;
- расположить задания в составе упражнений в порядке нарастания сложности.
Упражнения повышенной трудности чередуются с более легкими, не требующими от ребенка значительных усилий, что позволяет повысить уверенность в своих возможностях и настроить на дальнейшую работу. Каждое из предлагаемых упражнений, в которых мои идеи сочетаются с известными психологическими тестами, модифицированными для старшего дошкольного возраста, представляет собой самостоятельный методический пласт работы и может быть при желании дополнено в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.
Для детей, овладевших основными учебными навыками, я подбираю задания, сложность которых вполне соответствует возможностям ребенка. Доступность задания и успешное его выполнение придадут малышу уверенность в себе, и у него появится желание продолжить занятия. Постепенно перехожу к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий.
Объединение нескольких детей в группу делает занятие более динамичным, эмоциональным и эффективным.
В процессе моей работы с детьми у дошкольника активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению. Регулярная и планомерная работа по совершенствованию мыслительных операций не только существенно повышает готовность ребенка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставляет удовольствие от их выполнения, но и
подготовит его к обучению в школе. Каждый раз в ходе урока дошкольнику требуется использовать развернутые речевые высказывания, подбирать точные лексические и грамматические средства. При выполнении одних заданий особенно активно будет задействовано внимание, других – память. Многие упражнения стимулируют воображение и активизируют творческие способности ребенка.
Для детей с проблемами в речевом развитии некоторые задания могут показаться сложными. Однако, если полно и подробно объяснить ребенку цель и способы работы, дальнейшее выполнение
упражнения будет для малыша понятным и доступным.
Дошкольникам, чей лексический запас и грамматическое оформление речи нуждаются в совершенствовании, занятия существенно помогут пополнить активный словарь и повысить содержательность, логичность, точность высказывания. Таким образом, взрослые, занимаясь со своими учениками, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, я совершенствую самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.
Характерно, что проведение предлагаемых домашних заданий (а они есть), не требует никаких специальных условий. Играть с дошкольником взрослый может, гуляя на улице, ожидая очереди к врачу, в автобусе, поезде, по дороге в детский сад и даже в ванной комнате. Не все упражнения и задания снабжены наглядными пособиями, и это не случайно. Абстрагирование и обобщение наиболее существенных признаков полноценнее протекает в ситуации, когда ребенок не “привязан” к конкретному объекту.
При решении указанных интеллектуальных задач малышу потребуется подсказка, совет родителя или педагога. Участие в игре взрослого, его заинтересованное общение помогают малышу не только справиться с поставленной целью, но и сделают совместную деятельность увлекательной, творческой, развивающей.
Мышление – исключительно сложный психический процесс, до конца еще не разгаданный учеными. Однако “большое” мышление начинается с малого, с относительно простых его свойств и операций, которые необходимо совершенствовать с раннего детского возраста. Если же взрослые сконцентрируются на точности, четкости и полноте формулировок ребенка, необходимых для решения интеллектуальных задач, то есть на материальной оболочке мышления – речи, то оба эти процесса получат дополнительное развитие.