Формы работы: проектная деятельность, исследовательская деятельность, экспериментирование, развивающие игры, наблюдение, проблемные ситуации, рассказ, беседа.
Формы организации детей: групповая, индивидуальная.
Использование программы создает условия для развития универсальных способностей: рефлексию, коммуникативность, самооценку, умение решать проблемные ситуации, а также творческое воображение, зрительно‐двигательную координацию. Особенности образовательного процесса включают различные формы и виды работ: проектная, исследовательская деятельность, экспериментирование, сюжетно‐ролевые, развивающие игры, наблюдение, проблемные ситуации, рассказ, применение информационно‐коммуникативных технологий в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Требования к уровню подготовки детей
К концу года дети должны знать:
1. свою фамилию, имя, возраст, домашний адрес
2. фамилию, имя, отчество, профессию родителей
3. части суток в последовательности
4. времена года в последовательности.
5. основы безопасности жизнедеятельности
6. правила дорожного движения
Уметь:
1. характеризовать свойства и качества предметов, определять цвет, величину, форму
2. сравнивать и классифицировать предметы по разным признакам
3. соблюдать технику безопасности в быту
4. уметь ориентироваться
5. наблюдать сезонные изменения в природе и устанавливать причинно‐следственные связи между природными явлениями
Иметь представление:
1. о родной стране как о многонациональном государстве, о государственных праздниках, о родном городе, его достопримечательностях
2. о Российской армии и профессиях военных, о почётной обязанности защищать Родину
3. о предметах ближайшего окружения, их назначении ‚деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны
4. о родословной своей семьи
5. о профессиях, трудовых действиях взрослых
6. о профессиях работников детского сада
7. об инструментах, орудиях труда, нужных представителям разных профессий; о бытовой технике
8. о растениях и животных
9. о космосе, звёздах, планетах
Критерии педагогического мониторинга по разделу «Ознакомление с окружающим миром»
Высокий уровень
Дети знают о явлениях общественной жизни: о детском саде, о семье, родителях, об их профессиях, о труде людей, о своих родственниках, знают свой домашний адрес, название города, страны, ее главного города; об Армии, некоторых родах войск; имеют представление о традициях, быте, условиях труда коренных народов Севера.
о предметном окружении: об их предназначении, размере, цвете, материале, форме, «весе» предметов, описывают на основе этих данных. Обобщают, классифицируют, сравнивают предметы. Знают некоторые правила безопасности, дорожного движения. Под руководством педагога анализируют результаты наблюдений и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе, о переходе веществ из твердого состояния в жидкое состояние и наоборот; о помощи человека природе, правилах поведения в природе. Знают 2–3 вида травянистых растений, способах их вегетативного размножения, 4–5 видов зимующих птиц, о повадках диких животных.
Средний уровень
Дети имеют представление о явлениях общественной жизни, знают свой детский сад, родителей, под руководством педагога называют своих родственников, профессии родителей, домашний адрес, город, страну. Умеют сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладели общими понятиями. Знают признаки живого, определяют растений, животных, птиц. Устанавливают частые и некоторые общие связи. Имеют представление о правилах безопасности, дорожного движения.
Низкий уровень
Под руководством педагогов отвечают на вопросы о семье, родителях; профессиях родителей. Домашний адрес, город, страну называют с трудом. Различают, называют предметы ближайшего окружения, животных, растений, вычленяют их особенности. Знают некоторые потребности(во влаге, в пище). Понимают состояние объекта и среды. Устанавливают частные связи, сравнивают объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывают затруднения. Необходимы напоминания о правилах безопасности, соблюдения правил дорожного движения.