Заповеди красоты

Красота — могучий источник воспитания нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства. Мастерство воспитания и заключается в том, чтобы в красоте окружающего ми­ра — природы, искусства, человеческих поступков — ребенок черпал духовное благородство: подлин­ную человеческую доброту, сердеч­ность, отзывчивость, готовность к созданию и утверждению прекрас­ного.

Мы говорим ученикам:

Красота — это радость твоей жиз­ни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину синего неба, мер­цание звезд, розовый разлив вечер­ней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, безбрежную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиный ко­сяк в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко на сиреневом кусте, нежный стебе­лек и голубой колокольчик подснеж­ника, — увидел и изумился, и пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой — и в твоем сердце рас­цветет человеческая красота. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот ли­стьев и песню кузнечика, журчание первого весеннего ручья и звон се­ребряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шорох сне­жинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжествен­ную тишину ночи, — услышал и, за­таив дыхание, слушает сотни и тыся­чи лет чудесную музыку жизни. Умей слушать и ты эту музыку, умей на­слаждаться красотой.

Эту заповедь красоты мы стре­мимся внести во все сферы духов­ной жизни учеников: в умственный и физический труд, творчество, об­щественную деятельность, духовно‐психологические и нравственно‐эстетические отношения, дружбу.

Уже первая осень школьной жиз­ни убеждает нас, что красота — мать доброты и сердечности. Все твое восхищение кустом шиповни­ка, на котором горят соцветья крас­ных ягод и оранжевых листков, маленьким кленом, стройной яблонькой, на которой осталось несколько пожелтевших листьев, кустом помидоров, опаленным первым ночным дыханием заморозка, — все это про­буждает у ребенка ласковое, добро­желательное, заботливое отношение к живому и живущему. Он сочувст­вует растениям, готовящимся к трудной поре — к зиме.

Особо значительны для воспита­ния чувства красоты весенние эк­скурсии и наблюдения. «Нельзя дол­го спать в эти дни, — учим мы де­тей, — можно проспать красоту». И дети поднимаются до восхода солн­ца, стремятся не пропустить тех мгновений, когда первый поток сол­нечных лучей озаряет цветы, по­крытые капельками росы. Это — изумительная игра красок и оттен­ков, и если ребенок, затаив дыхание, любуется ее неповторимой красотой, то мы уже не опасаемся черст­вости, равнодушия, бессердечности. Бесценное духовное богатство, при обретенное благодаря созерцанию красоты, мы развиваем, обогащаем в труде, направленном на создание радости для людей.

Создавай, твори красоту — учим мы детей. Пусть рядом с пшенич­ным колосом цветет хризантема, ря­дом с кукурузным стеблем — роза, рядом с кустом картофеля – куст сирени. Украшая землю, ты созда­ешь собственную красоту.

С малых лет мы воспитываем у  детей чуткость к эстетической стороне окружения: везде, где мы трудимся, отдыхаем, должно быть красиво.

Предметы большой заботы учени­ческих коллективов — красота классных комнат, школьных празд­ников. Ученицы вышивают скатерти, для классного стола, салфетки под графин с водой. В школьной мастерской изготовляют красивые рамки для стенгазет и репродукций картин. Старшеклассники ежегодно два раза меняют репродукции в школь­ной художественной галерее.

Люби родное слово. Читай и перечитывай выдающиеся произведе­ния художественной литературы. Как слушание прекрасной мелодии открывает перед тобой красоту му­зыки, так повторное чтение поэти­ческого произведения открывает тебе все новые и новые духовные богатства, красоту жизни, величие че­ловека. Люби музыку — она облагораживает твои мысли и чувства. Мы ставим целью добиться, что­бы чтение художественных произве­дений, особенно лирической поэзии, вошло в духовную жизнь каждого ученика, доставляло глубокое лич­ное наслаждение. Как у музыкально образованного и чувствующего красоту музыки человека есть свои любимые мелодии и произведения, которые он с наслаждением слуша­ет десятки раз, так у каждого куль­турного человека должны быть лю­бимые на всю жизнь поэтические, художественные произведения, многократное чтение которых каждый раз открывает ему все новые и но­вые оттенки красоты, — такова наша программа практической деятельности в этой важной области воспитания.

Во время экскурсий и прогулок мы открываем перед ребенком богатство чувства, переживаний, мыслей, которое вложил народ в каждое слово и бережно передает его из поколения в поколение. Дети восхищаются красотой утренней зари — и мы раскрываем перед ними эмоциональную окраску слова заря, любуются мерцающими звездами — и мы раскрываем перед ним красоту, аромат слова мерцанье. В тихие летние вечера мы проводим на лоне природы беседы, посвященные словам закат, сумерки, тишина, шепот трав, лунное сияние. Здесь же, на лоне природы, читаем бессмертные образцы русской и мировой поэзии.

Уже в начальных классах проводятся утренники художественного чтения, в средних и старших классах — вечера. Они становятся важнейшей формой воспитания любви к слову.

С первых дней пребывания в школе воспитываем у детей любовь к музыке. Большое значение придаем слушанию музыки природы: пения птиц, жужжания пчел, шума дубравы, трепета листьев, завывания ветра, ночных шорохов. Далеко не каждому суждено стать музыкантом, но каждый должен получить наслаждение от богатств, созданных человечеством. На музыкальных вечерах и утренниках ученики слушают записанные на пленку народные мелодии и произведения выдающихся композиторов.

Таковы некоторые аспекты нашей практической работы по эстетическому воспитанию, приобщению ребенка к миру прекрасного.

Любовь учителя к детям рождается в горении, в борьбе за человека, нередко — в муках. Было бы наивно представлять себе дело так, что все дети, которых приводят в школу, — красивые розы; и учителю не остается ничего, лишь только любоваться ими. Есть розы, а есть и чертополох. Сколько приносят дети с собой уродливого, сколько бывает такого, когда сердце детское — как гнойник, как язва, корни которой уходят в глубину тех дней, когда перед ребенком только открылось оконце в мир. Бывает, смотрят на тебя не чистые, честные, откровенные, а наглые, лицемерные глаза. Разве можно это все любить? Я люблю ребенка не таким, какой он есть, а таким, каким он должен быть. И когда удается очистить сердце детское от гнойника и язв, когда в глазах ребенка сияет одухотворенность красотой, а не блуждает лицемерная усмешка, я люблю этого настоящего человека, ибо в нем — частица моей души.

В.А.Сухомлинский