Красота — могучий источник воспитания нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства. Мастерство воспитания и заключается в том, чтобы в красоте окружающего мира — природы, искусства, человеческих поступков — ребенок черпал духовное благородство: подлинную человеческую доброту, сердечность, отзывчивость, готовность к созданию и утверждению прекрасного.
Мы говорим ученикам:
Красота — это радость твоей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, безбрежную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиный косяк в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, — увидел и изумился, и пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой — и в твоем сердце расцветет человеческая красота. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание первого весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей слушать и ты эту музыку, умей наслаждаться красотой.
Эту заповедь красоты мы стремимся внести во все сферы духовной жизни учеников: в умственный и физический труд, творчество, общественную деятельность, духовно‐психологические и нравственно‐эстетические отношения, дружбу.
Уже первая осень школьной жизни убеждает нас, что красота — мать доброты и сердечности. Все твое восхищение кустом шиповника, на котором горят соцветья красных ягод и оранжевых листков, маленьким кленом, стройной яблонькой, на которой осталось несколько пожелтевших листьев, кустом помидоров, опаленным первым ночным дыханием заморозка, — все это пробуждает у ребенка ласковое, доброжелательное, заботливое отношение к живому и живущему. Он сочувствует растениям, готовящимся к трудной поре — к зиме.
Особо значительны для воспитания чувства красоты весенние экскурсии и наблюдения. «Нельзя долго спать в эти дни, — учим мы детей, — можно проспать красоту». И дети поднимаются до восхода солнца, стремятся не пропустить тех мгновений, когда первый поток солнечных лучей озаряет цветы, покрытые капельками росы. Это — изумительная игра красок и оттенков, и если ребенок, затаив дыхание, любуется ее неповторимой красотой, то мы уже не опасаемся черствости, равнодушия, бессердечности. Бесценное духовное богатство, при обретенное благодаря созерцанию красоты, мы развиваем, обогащаем в труде, направленном на создание радости для людей.
Создавай, твори красоту — учим мы детей. Пусть рядом с пшеничным колосом цветет хризантема, рядом с кукурузным стеблем — роза, рядом с кустом картофеля – куст сирени. Украшая землю, ты создаешь собственную красоту.
С малых лет мы воспитываем у детей чуткость к эстетической стороне окружения: везде, где мы трудимся, отдыхаем, должно быть красиво.
Предметы большой заботы ученических коллективов — красота классных комнат, школьных праздников. Ученицы вышивают скатерти, для классного стола, салфетки под графин с водой. В школьной мастерской изготовляют красивые рамки для стенгазет и репродукций картин. Старшеклассники ежегодно два раза меняют репродукции в школьной художественной галерее.
Люби родное слово. Читай и перечитывай выдающиеся произведения художественной литературы. Как слушание прекрасной мелодии открывает перед тобой красоту музыки, так повторное чтение поэтического произведения открывает тебе все новые и новые духовные богатства, красоту жизни, величие человека. Люби музыку — она облагораживает твои мысли и чувства. Мы ставим целью добиться, чтобы чтение художественных произведений, особенно лирической поэзии, вошло в духовную жизнь каждого ученика, доставляло глубокое личное наслаждение. Как у музыкально образованного и чувствующего красоту музыки человека есть свои любимые мелодии и произведения, которые он с наслаждением слушает десятки раз, так у каждого культурного человека должны быть любимые на всю жизнь поэтические, художественные произведения, многократное чтение которых каждый раз открывает ему все новые и новые оттенки красоты, — такова наша программа практической деятельности в этой важной области воспитания.
Во время экскурсий и прогулок мы открываем перед ребенком богатство чувства, переживаний, мыслей, которое вложил народ в каждое слово и бережно передает его из поколения в поколение. Дети восхищаются красотой утренней зари — и мы раскрываем перед ними эмоциональную окраску слова заря, любуются мерцающими звездами — и мы раскрываем перед ним красоту, аромат слова мерцанье. В тихие летние вечера мы проводим на лоне природы беседы, посвященные словам закат, сумерки, тишина, шепот трав, лунное сияние. Здесь же, на лоне природы, читаем бессмертные образцы русской и мировой поэзии.
Уже в начальных классах проводятся утренники художественного чтения, в средних и старших классах — вечера. Они становятся важнейшей формой воспитания любви к слову.
С первых дней пребывания в школе воспитываем у детей любовь к музыке. Большое значение придаем слушанию музыки природы: пения птиц, жужжания пчел, шума дубравы, трепета листьев, завывания ветра, ночных шорохов. Далеко не каждому суждено стать музыкантом, но каждый должен получить наслаждение от богатств, созданных человечеством. На музыкальных вечерах и утренниках ученики слушают записанные на пленку народные мелодии и произведения выдающихся композиторов.
Таковы некоторые аспекты нашей практической работы по эстетическому воспитанию, приобщению ребенка к миру прекрасного.
Любовь учителя к детям рождается в горении, в борьбе за человека, нередко — в муках. Было бы наивно представлять себе дело так, что все дети, которых приводят в школу, — красивые розы; и учителю не остается ничего, лишь только любоваться ими. Есть розы, а есть и чертополох. Сколько приносят дети с собой уродливого, сколько бывает такого, когда сердце детское — как гнойник, как язва, корни которой уходят в глубину тех дней, когда перед ребенком только открылось оконце в мир. Бывает, смотрят на тебя не чистые, честные, откровенные, а наглые, лицемерные глаза. Разве можно это все любить? Я люблю ребенка не таким, какой он есть, а таким, каким он должен быть. И когда удается очистить сердце детское от гнойника и язв, когда в глазах ребенка сияет одухотворенность красотой, а не блуждает лицемерная усмешка, я люблю этого настоящего человека, ибо в нем — частица моей души.
В.А.Сухомлинский